» » Вологодские промыслы: чернолощеная керамика до сих пор хранится в домах россиян

Вологодские промыслы: чернолощеная керамика до сих пор хранится в домах россиян

Дата: 18-07-2019, 12:18 Комментарии: 0 Просмотров: 454 Распечатать новость

Фото: Александр Зварич.

Гончарный промысел - самое древнее ремесло, которое освоил человек. Считается, что в Вологодской области керамические изделия в основном создавали из местной красной глины, которая предварительно должна была вылежать под снегом. Благодаря этому посуда становилась прочной и могла выдержать любые перепады температур.

В регионе распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Все технологии и приемы предки передавали из поколения в поколение, в результате образовывались гончарные центры, благодаря которым в деревнях, на ярмарках и базарах появлялась глиняная посуда.

Сам процесс изготовления глиняной посуды состоял из заготовки глины, приготовления глиняного раствора, или теста, формовки сосуда и орнаментации, сушки и обжига. Гончары и по сей день работают семьями, возрождая традиции. А раньше те, кому средства позволяли, могли создавать «заводы» с горнами для обжига керамики. Однако мастера, чей достаток был скромным по меркам тех времен,  работали прямо в жилых избах и тут же в русских печах вели многочасовой обжиг керамики.

Наивысший расцвет гончарного промысла в Вологде достиг в XIX веке. Стоит заметить, что вологодская керамика разнообразна по форме и назначению.

Одним из центров традиционного гончарства была Андома в Вытегорском районе. Мастера изготовляли миски, горшки несложных форм, а после продавали их. Промысел стал пользоваться спросом, когда в 1920-1930-е годы начали создавать декоративные скульптуры и игрушки.

В 1930-е годы широкое распространение приобрела керамика из деревни Высотино Устюженского района. Интересно, что и сейчас в разных районах можно встретить в быту оригинальную посуду устюженских гончаров. Она отличается не только по формам, но и по размерам. Например, раньше изготавливались огромные ведерные водяники и баночки с плоскими крышками, которые использовались для хранения молока и сметаны. Изделия данного промысла имели вытянутые пропорции, а также обтекаемые плавные линии овального силуэта. Устюженские мастера во время работы сосуд внутри полностью покрывали глазурью, а снаружи - только верхнюю часть.

Стиль устюженской керамики отличается необычными рисунками, которые подчеркивали форму изделий, добавляли каждому из них свою «изюминку». Именно поэтому ее не так и сложно отличить среди гончарных изделий других центров.

Гости Вологодской области зачастую интересуются чернолощеными изделиями гончарных центров Белозерья. Они отличаются высоким техническим и художественным мастерством. Черные, блестящие, похожие на металлические, сосуды происходят, как правило, из гончарен Бураковской волости (д. Павлоково, Игнатьево). Кроме того, промысел существовал в Сомово близ Верховажья, на границе Вологодской и Архангельской областей. Здесь мастера делали чернолощеную и поливную посуду: кувшины, кринки, трехведерные и малые горшки, обрядовые латки-жаровни с тиснеными изображениями рыб и раков, кружки, миски, тарелки и даже глиняные самовары.

Чернолощеная керамика считается одним из древнейших видов керамических предметов. В Кадниковском и Тотемском районах ее делали вплоть до XX века. Поверхность просушенных изделий перед обжигом протирается влажной тканью, лощится или полностью, или частично -камешком («лощилом»), благодаря чему предметы блестели на глубоком черном фоне, а нанесенный рисунок серебрился. Причем обжигалось изделие сутки в печи, после чего кладется в чан с опилками, где «коптится» там некоторое время без доступа кислорода. Своеобразию декора отвечали прекрасные пропорции, благородная простота и крепость форм чернолощеной керамики.

Чернолощеная посуда, как правило, появлялась в домах зажиточных людей. В ней можно готовить пищу без жира, повышая тем самым вкусовые качества продуктов. В керамические изделия кладут сыпучие продукты, сухофрукты, а также кофе, чай. Считается, что посуда сохраняет аромат пищи. Формы чернолощеной керамики разнообразны: горшки, кувшины, миски, крынки, кубышки, масленки.

Гончарное искусство до сих пор популярно в Вологодской области. Мастера возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, не прервалась традиция древнего искусства. Сообщает ИА "СеверИнфо". 

 

Проект "От малого к большому" реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области.

 


Комментарии (0) добавить
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.